пятница, 9 августа 2013 г.

Сокровище Кутной Горы - храм святой Варвары

Храм святой Варвары в г. Кутна-Гора

Этот храм стоит вопреки. Вопреки былому могуществу Седлецкого монастыря, вопреки гуситским войнам, вопреки нехватке денег, вопреки времени…Этот храм всегда был гордостью города, гордостью местных шахтеров, он и по сей день остается знаменитейшей кутногорской постройкой. Храм святой Варвары считается самым оригинальным позднеготическим храмом в Европе, его постройка стала символом былого богатства и могущества города.

История постройки


История храма связана с длительной борьбой амбициозных жителей Кутна-Горы с расположенным неподалеку Седлецким монастырем за самостоятельность в духовных делах. Храм был заложен по инициативе нескольких знатных кутногорских семей, а самый сильный импульс к началу работ был дан местным Братством тела Господня, организовавшим сбор средств для его постройки. В итоге, храм был заложен за городской стеной, на земле, принадлежавшей Пражскому капитулу, то есть вне юрисдикции Седлецкого монастыря.

Первые работы начались в 1388 году, а архитектором был выбран Ян Парлерж, сын знаменитого строителя пражского собора св. Вита. Храм святой Варвары неслучайно напоминает знаменитый пражский собор. Кутногорцам очень хотелось быть «на равных» с пражанами, поэтому выбор и пал на Парлержа. По сведениям из нескольких источников, в планах Парлержа было выстроить здесь церковь по высоте в два раза большую, чем та, которую можно видеть сегодня.

Алтари эпохи барокко

Работы начались высокими темпами – уже через четыре года храм вырос до половины своей современной высоты и в нем было освящено 15 алтарей, к каждому из которых был назначен свой, отдельный священник. Однако планам Парлержа не суждено было сбыться. Начавшиеся гуситские войны заставили остановить работы в церкви на шестьдесят лет, они возобновились лишь в 1482 году.

Резные контрфорсы, увенчанные пинаклями - "ребра" собора. Арх. Бенедикт Рейт

Настоящий перелом в ходе работ связан с деятельностью пражских мастеров – сначала Матиаша Рейсека, а после него - королевского архитектора Бенедикта Рейта.
Матиаш Рейсек прославился не только как выдающийся зодчий, но и декоратор. С его именем связано строительство Пороховых ворот в Праге, свое искусство он использовал и здесь. Соорудил свод над хором, достроил трифорий, дополнил постройку множеством декоративных объектов.

Приход его преемника Бенедикта Рейта означал для постройки ряд коренных изменений. Рейт смело изменил задуманную Парлержем пятинефную планировку в трехнефную, над которой воздвиг монументальный свод с резными ребрами (ведь храм-то до тех пор заливал дождь), которые уже ранее использовал во Владиславском зале Пражского Града. По проекту Рейта собор строился и после его смерти. Бытует мнение, что это был  проект, предназначенный первоначально для собора св. Вита, но не пригодившийся там.
 
Своды собора. Арх. Бенедикт Рейт

Одновременно с сокращением объема добычи серебра постепенно иссякали и финансовые источники. Когда эти источники совсем иссякли, так и недостроенный с западной стороны собор в 1558 году был закрыт временной стеной.

В 1626 году собор был передан в управление Ордену иезуитов и в значительной степени перестроен в стиле барокко, но так и оставался  незавершенным. В 1884 году, по инициативе местного археологического общества, город приступает к дальнейшему строительству, окончательно завершенному лишь в 1905 году. Так закончилась история его строительства, окончания которого храм святой Варвары ждал 517 лет.

Святая Варвара


Святая Варвара жила в 3 веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие - оба они были сожжены молнией.
Святая Варвара считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. В Католической церкви входит в число четырнадцати святых помощников.

Кого, как не святую Варвару надлежало избрать соей покровительницей рудокопам, которых такое наказание, как внезапная смерть, поджидало под землей на каждом шагу? Жители города часто обращались к своей покровительнице. Молились ей внизу, под землей, особенно при завалах, и наверху, в храме. Она умела выручать рудокопов из, казалось бы, совсем безвыходных ситуаций. В Кутна-Горе рассказов о ее помощи ходило сотни: то она открыла крепкую скалу, то светила в темноте, показывая дорогу… Храм наверху был как бы залогом помощи святой покровительницы внизу, в руднике. Или, хотя бы, вселял надежду на ее помощь.

Пятисотлетнее наследство


Архитектура собора св. Варвары представляет собой замечательное наглядное пособие по готическому зодчеству в Чехии. Кроме художественных произведений в стиле барокко, в убранство собора входит санктуарий 1510 года, изготовленный в мастерской Матиаша Рейсека, который находится в пресбитерии и позднеготические хоровые скамьи, украшенные резьбой мастера Якуба Нимбурского работы 1480-1490 годов.
 
Главный алтарь
Многие украшения храма святой Варвары остаются скрытыми от глаз пришедшего. Церкви строили не только для глаз людей, но, по большей части, это делалось во славу Бога. Если вооружиться биноклем, то наверху, на колоннах, под сводами можно рассмотреть фантастическую фауну, которую составляют химеры, нетопыри, демоны, гарпии, жабы или крылатые бараны. На одном из столбов в южной части находится небольшая скульптура обезьяны, которая держит апельсин. Это самое первое изображение апельсина в чешской скульптуре.

В некоторых часовнях представлены замечательные и исключительные для средневекового искусства позднеготические фрески с горной тематикой. Самые ценные из них находятся в капелле-усыпальнице Михала Смишека из Врховишт - Прибытие царицы Савской, Суд Траяна, Кумская Сивилла и другие.
Живопись собора – это образцы лучшей стенной росписи поздней готики. Здесь ощущается связь с голландской художественной школой. Вероятно, автор фресок учился в Голландии.
 
Фрагменты фресок
Витражи храма, его особая гордость, изображают сцены из истории города Кутна-Гора и Чешского королевства и содержат напоминания о тех, кто способствовал восстановлению собора на рубеже 19 и 20 веков. Благодаря проходящему сквозь них солнечному свету в соборе создается непередаваемая атмосфера, погружающая пришедшего в храм в атмосферу ожидания чуда.
 
Витражи храма, дань жертвователям
В 1990-2000 годах здесь проводится обширная реставрация. 
Собор святой Варвары в г. Кутна-Гора является одной из самых знаменитых достопримечательностей Чехии, он включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
 
Витражи храма. История Католической церкви в Чехии
Храм используется для богослужений, но также открыт и для осмотра.
Стоимость входного билета для взрослого: 50 чешских крон.


Большие фотографии витражей собора святой Варвары в высоком разрешении можно посмотреть здесь.




                        
                                Просмотреть увеличенную карту

Использованы фотографии с сайтов:
www.cdnstatic-6.mydestination.com
www.wikimedia.org
www.distilleryimage4.s3.amazonaws.com
www.flosmots.wordpress.com
www.alt-shift.ru
www.cestomila.cz
а также фотоработы Олега Семенова.